Bill Laswell

Мир перегружен стандартной однообразной музыкой. Шоу-бизнес привел творчество к непрерывному потоку однотонной продукции. Индивидуальность уступает место массовой культуре.
И все же появляются новые музыканты, разрушающие понятия "формат" и "неформат", создающие загадочные музыкальные архитектуры, комбинируя казалось бы несовместимые стили, производя реконструкции по своему желанию. Одним из таких реконструкторов и является музыкант-экспериментатор Билл Ласвелл (Bill Laswell).

Билл Ласвелл родился 14 февраля 1950 года. Путь в мир музыки начинался довольно просто: молодой бас-гитарист сначала играет в школьных ансамблях и ритм-энд-блюзовых группах. Постепенно он вырабатывает стиль и манеру своей игры, в первую очередь основанную на плотности, компрессии и ритме инструмента. Многочисленные выступления с соул, фанк, кантри-музыкантами в самых различных контекстах, безудержный интерес к творчеству таких революционеров, как Ornette Coleman, John Coltrane, Albert Ayler, Cecil Taylor, Rharaoh Sanders сформировали его понимание музыки и художественной экспрессии.

Переехав в Нью-Йорк в конце семидесятых, он с головой окунается в импровизационные, авангардные и прогрессивные формы рока и джаза. Контактируя с огромным количеством музыкантов, Ласвелл принимает участие в самых неожиданных и провокационных проектах с тем, чтобы реализовать массу новых идей, набраться опыта и, заодно, заработать на жизнь.
Поначалу работая с Дэвидом Элленом (David Allen) и авангардной группой "Gong", Ласвелл потихоньку входит в круг экспериментаторов самого высокого уровня: Fred Frith, Henry Threadhill, Philip Wilson, John Zorn, Billy Bang, Olu Dara и другие. Результатом явилось великое множество работ такого высокого уровня, который до сих пор пытаются достичь.

Впечатляет широта и разнообразие интересов Ласвелла. Занимаясь комбинированием хип-хопа и ритм-энд-блюза в начале восьмидесятых, он разрабатывает несколько техник (например, использование случайностей, как созидательного инструмента, что во многом перекликается с идеей генерированной музыки Брайана Ино), проявляет значительный интерес к идее "третьего разума", силы, возникающей при взаимодействии двух созидательных существ, где творческая энергия двоих значительно превышает сумму составляющих.

Кульминацией экспериментов становится вышедший в 1983 году проект с показательным названием "Future Shock Album By Herbie Hancock". Сочетание техно-битов и вспышек синтезаторов, скрэтча пластинок, фантастической игры на кларнете Hancock и бас-гитары Ласвелла впервые продемонстрировали возможности сочетания фанк соула, R&B с техно-саундом, оживив мертвые сэмплы и синтезированные элементы. Ласвелл продолжает усиленно экспериментировать и выпускать свои новые релизы.

В 1994 году появляется новый результат интеграции эмбиентного (обтекающего) понятия пространства, традиционной музыки, сложных гармонических элементов и технологических достижений столетия Axiom Ambient - Lost In The Translation, одна из лучших существующих на сегодняшний день компиляций по эмбиент музыке.
Подобный успех возвел Ласвелла в ранг "продюсера нарасхват", что вылилось в громадное количество предложений от mainstream-звезд. Он спродюсировал альбомы Мика Джаггера, Лауры Андерсон, Йоко Оно, Игги Попа, Motorhead, Swans, White Zombie, Ramones. Он также ремикшировал композицию "In Your Eyes" Питера Гэбриэла. Но самая значительная его работа со звездами - это "Album" Public Image Ltd., для которого он собрал звездный суперсостав: Томи Вильямс и Джинджер Бэкерс за ударными, Стив Вэй и Ник Скопелитис - гитары, Малачаи Фаворс, Джонас Хельсборг и сам Билл Ласвелл - бас, Ричи Сакамото и Берни Воррел - клавишные, Л. Шанкар - электроскрипка, Ауб Дненг - перкуссия и Бернард Фоулер - бэк вокал.

Но неугомонный Ласвелл на этом не успокоился и не стал отдыхать на лаврах успеха в mainstream: очень скоро появляется "Last Exit", фри-джазовый проект в который, кроме Билла Ласвелла, вошли Sonny Sharock, Peter Brotzmann и Ronald Shanon Jackson. Результатом стал сумасшедший вызов роковой и джазовой аудитории, завершившийся "Iron Path" на Nation Records - перенесение стопроцентной живой импровизации в студийные условия. Но этим их сотрудничество не ограничилось - Ласвелл записал серию проектов с каждым из музыкантов, что непосредственным образом сказалось на их дальнейшей карьере.
Он успевает поработать и с самым радикально мыслящим музыкантом Джоном Зорном (уже в который раз) и Майком Харрисом (Napalm Death и Scorn) - "Painkiller" становится известен даже самому ограниченному металлисту.
Другим экстремальным выражением вкусов и тенденций в фанковой манере стал Praxis с безумным альбомом "Transmutation", вышедшим на собственном лейбле Ласвелла Axiom records в 1992 году - выражение творческих исследований William Bootsy Collins, Bernie Worrel, Africa Baby Bam из Jungle Brothers.
Особый интерес всегда уделялся эмбиентной музыке, и можно отметить такую работу, как "The End Of Words", включенную в сборник "A Brief History Of Ambient, vol. 1" вместе с работами B. Eno, Gong, W. Orbit и другими.
Также американский шаман создает культовые проекты, такие как Hashisheen - The End Of Law, альбом City Of Light, Dub Meltdown, серия Oscillations, футуристический Tabla Beat Science и инфернальный Material. Во всех проектах вместе с Ласвеллом принимают участие огромное количество легендарных музыкантов писателей, таких как Хаким Бей, Уильям Берроуз, Coil, Atom Heart, Toshinori Kondo и многие другие уже легендарные личности.

Мастерство ремиксаделики в полной мере проявилось в самой значительной работе мастера "The Ambient Translation Of Bob Marley In Dub". В результате все без исключения треки звучат как небольшие гимны, где неповторимое очарование ямайской мелодики приобрело компрессию и плотность басовых линий, нырнуло в растворяющую эмбиентную среду, обретая сказочность звучания и мягкость.