Возвращение джангла. The Return of Jungle. (Перевод статьи DJ Mag)

Рожденный в Великобритании в начале 90-х годов во времена взрыва творческой активности, джангл представлял собой свободные формы ломаного бита и стал направлением, сопроводившим множество продюсеров на пути их профессионального становления и лишь после устоялся в сегодняшнем понимании этого стиля. Однако, в последнее время поднялась новая волна талантов, заполнив своим пристрастием к джангл музыке все возможные танцполы…

Лавина снейров (рабочих барабанов), саб-баса, дробящего вашу грудную клетку, доносящиеся вопли див из самой бездны, элементы фанка, осколки техно, отголоски дэнсхолла и атаки разнообразных ритмов (полиритмия): это лишь немногие составляющие джангла, направления драмнбэйс музыки, которое, на данный момент, претерпевает феноменальное возрождение. Услышанный раз на клубном звуке, джангл и сейчас остается самой будоражащей танцевальной музыкой в Великобритании.

Вместо того, чтобы придерживаться ритмической структуры современного драмнбэйса, такие артисты как Djinn, Tim Reaper, Outer Heaven, Mantra, Coco Bryce, Forest Drive West, Kid Lib, Sully, Homemade Weapons и Dead Man’s Chest создают биты на мощном 808-м басе – вихрь барабанных ударов, вдохновленных всем вокруг. Их не прельщают вычищенные миксдауны современного драмнбэйса, а влечет, напротив, шероховатый исконный вайб середины 90-х, когда продюсеры от Remarc, Dillinja и D’Cruze до Source Direct, Splash и Photek впервые создали подобную атмосферу и прокачали низкие частоты и ударные партии до их звукового предела.

«Одна из причин по которой я начал двигаться в направлении джангла - это эстетика», - говорит Dead Man’s Chest – настоящее имя Alex Eveson. «В драмнбэйс музыке звучание начало со временем вычищаться до практически стерильного состояния, теряя текстуру, а именно ее я и искал в своей музыке. Подошел момент, когда я понял, что современные стандарты сведения в драмнбэйс музыке не для меня».

Продюсер из Бристоля, ранее известный как Eveson, поменял свой псевдоним, чтобы не ассоциироваться с собственным более мягким «ликвид» звучанием. «Это все из-за навешивания ярлыков», - говорит он. «Я хотел делать что-то новое и решил сменить сценическое имя, поскольку людям будет проще воспринимать материал с чистого листа, не имя уже сложившихся предубеждений на мой счет». Издаваясь на Ingredients, а также на своем собственном лейбле Western Lore, Dead Man’s Chest стремительно завоевал внимание многочисленных поклонников своими джангл треками.

"High Noon In Cotham" наполнен ускоренными либо растянутыми во времени барабанными петлями с металлическим звучанием, вокальными сэмплами и ледяными пэдами, с внезапно врывающимися брутальными хардкор стабами (синтезаторные аккорды или звуки), напоминающими классический трек от Q Project "Champion Sound". В то время как трек "Just 4" пропитан горько-сладкой синтезаторной ностальгией, хрустящим звучанием и ударной партией кика (большого барабана) в формате 4х4, переходящим в звук пещеры, пробиваемой амен-брейком. Люди вне современной драмнбэйс сцены также обращают внимание на творчество Алекса: например, он только что сделал ремикс на трек "Hunga" от Otik, который выходит на лейбле Dext.

Dead Man’s Chest лишь один из множества артистов, чей подъем был поддержан лейблами, глубоко приверженными такому музыкальному концепту. В то время как такие выдающиеся лейблы как Ingredients, Esoteric, Metalheadz, Astrophonica и Samurai Music годами продолжали пополнять свои каталоги джангл релизами, множество более молодых лейблов объединили музыкантов, стремящихся донести до слушателей эти захватывающие ломаные ритмы. Green Bay Wax, Repertoire, AKO Beatz, Stand Firm Hi-Fi, UVB-76 и Rupture LDN (чьи вечеринки сыграли ключевую роль в возрождении джангла) посвящают свою дискографию хрустящим битам, написанным в основном новыми артистами.

«Круто наблюдать как столько качественных лейблов выпускают джангл и толпы новых продюсеров въезжают в тему», говорит Mantra (Indi Khera) из Rupture LDN. «Похоже, что словив однажды вайб, соскочить уже нереально и он просто начинает распространяться как вирус!». Repertoire под руководством Ricky Law (сайт drumtrip.co.uk тоже его рук дело) выпускает музыку таких профессионалов своего дела как Tim Reaper, Overlook и Artilect и многих других. Трек "Lost" от Artilect с "Something Else EP" окутывает мрачными кибер дронами и жуткими вокальными эффектами с методично нарезанными барабанными петлями, в то время как "Evolution" крутится вокруг переминающихся киков (ударов большого барабана) и техно пэдами, образуя бодрящий и действительно новый ритм.

В отличие от многих других стилей, в джангл музыке акцент преобладает на постоянно меняющихся ритмах, созданных радовать и стимулировать умы танцующих. Креативные барабанные петли, до тех пор пока они сохраняют свой изначальный кач, высоко ценятся и частично служат причиной того, почему Law так полюбил это звучание. И хотя ему нравятся и другие направления, возвращение джангла обусловлено, по его мнению, тем, что продюсеры устали от механических ритмов и хотят вновь обрести свободу, экспереметируя с более органичными текстурами. «Кое-кому из нас наскучили одинаковые драмовые сэмплы, такое ощущение, что некоторые треки написаны как «под копирку» - говорит он. «Мне нравится тустеп, если в нем есть грув». Драмнбэйс – это ведь про барабан и бас, да? Разгадка лежит в самом названии – так займитесь своими барабанами, народ!»

Law отчетливо ощущает и несказанно рад росту популярности джангла. «В 2009 году, когда я запустил Repertoire, это звучание определенно не было столь распространено», - говорит Law. «Похоже причиной популяризации послужил целый ряд казалось бы незначительных факторов, таких как неожиданное возвращение востребованности винила во всех музыкальных направлениях, успех вечеринок Rupture в Corsica Studios, а также использование джангла в своих треках продюсерами из других стилей, от Special Request до Raime. Я думаю, джангл снова в почете.»

Ни одна сцена не может успешно существовать без своего физического проявления - клубных вечеринок, где обитатели сцены могут встречаться, искриться идеями и слышать отражение своего звука в среде рэйверов единомышленников. Манчестерский Formless, бристольский Jungle Syndicate и лондонский AKO держат марку, однако Rupture проводимый преимущественно в Corsica Studios в Elephant & Castle, Лондон, стал центром притяжения, сформировавшим воскрешение джангла. Управляемый Mantra и Double O (David Henry), клуб постепенно стал для этого движения точкой сборки.

«Вечеринки Rupture проходят уже около 12 лет и дела идут как никогда хорошо, ощущается существование настоящего сообщества», - говорит Mantra. «Поход на Rupture – это как в церковь сходить», - добавляет Law. В клубе звучат как олдскульные так и супер современные биты. Считается, что в росте популярности джангла сыграл ключевую роль Tim Reaper – настоящее имя Ed Alloh. В ночь проведения вечеринки Rupture народ со всего Лондона стекался, чтобы послушать драмнбэйс и олдскул», - говорит он. «Также здорово, что люди, которые пришли послушать какой-то один стиль музыки, знакомились и с другими направлениями, поскольку и новая и старая школа звучат на обоих танцполах в Corsica Studios».

Tim Reaper олицетворяет современное джангл направление. Профессионализм и высокая детализация, вплоть до микроскопичности в работе с битом, свидетельствуют об уважении к наследию джангл музыки, однако услышанной на значительной дистанции от времени ее расцвета. «Я обнаружил джангл, когда слушал драмнбэйс и наткнулся на фэйковую страницу DJ Hype на MySpace, на которую были загружены треки "Dred Bass" от Dead Dred и "Super Sharp Shooter" от DJ Zinc», - говорит он. «Я не знал, что это называется джангл и, что это другой стиль драмнбэйса, который я слушал до этого, но я въехал в эти треки больше, чем во что-либо услышанное ранее».

«При помощи дружелюбных парней на форуме Drum & Bass Arena, некоторых YouTube каналов, Discogs и Rolldabeats, которые загружали сотни треков старого джангла и хардкора, я получил понимание и информацию об артистах, лейблах и диджеях, которые в свое время сформировали эту сцену»

Рисуя звуками всех времен и спектров, задействуя новые вариации, он создает неожиданные и свежие сочетания. В то время как трек "Give Me More" это скачок во времени между раздольными пэдами и тяжелыми Reese бас-линиями (протяжные бас-семплы с эффектом перегрузки), новый трек "Welcome To Globex Corp" безудержно врывается лютым джангл техно 4х4. Жанром, который развился в хардкор музыку начала 90-х и постепенно трансформировался в ранние формы джангла.

«Лишь после того, как я понял, что отслушал все треки за 94-96 годы, я решил внимательно ознакомиться с более ранним стаффом» - говорит Alloh. «Я понял, как же глуп я был, что игнорировал весь тот период. Такие лейблы как Sound Entity, Liquid Wax, Formation, Dark Horse, Basement и другие, выпускали темные роллеры, либо молотилово на ломаном бите. Под влиянием техно и я начал вкраплять эти треки в свои диджей сеты, а также захотел написать собственные, чтобы играть их вперемешку со старыми.

«Ещё недавно было совсем немного лейблов выпускающих подобный саунд», продолжает он – «Пока я не встретил Саймона, заправлявшего 7th Storey Project и, похоже, больше всех остальных повернутого на треках, которые я делал в этом направлении. После того, как два моих трека вышли на его лейбле, он предложил мне выпустить EP и я решил привлечь Dwarde, поскольку он был со мной на одной волне по части треков, выпущенных в 92-93-ем и последующих годах.

Смесь джангла и техно, которые в недавнем времени увлекала Tim Reaper, взбудоражила и других. Próximo - вечеринка в Лондоне в Victoria пабе в Далстоне, которой заправляет Luke Hansbury. Цель мероприятия - объединить разношерстных тусовщиков, поставив техно и джангл диджеев играть под одной крышей, а также охватить и тех, кто еще не определился. На прошедших вечеринках Dead Man’s Chest делил танцпол с мультижанровым исполнителем Minor Science с лейбла Whities, в то время как Forest Drive West, который пишет электро и техно, а также нью-скул джангл для Rupture LDN, задавал настроение на их открытии вместе с брейкбит сатаной West Norwood Cassette Library.

«Мне хотелось привнести что-то новое и свежее на лондонские вечеринки», - говорит Hansbury. Я всегда был поклонником мероприятий, на которых можно услышать широкий спектр стилей на одном танцопле. Это позволяет людям узнать о направлениях, о которых они раньше могли и не слышать. На нашей прошлой вечеринке правильные джанглисты слушали Basic Channel и эйсид-хаус бок о бок с настоящими техно фанатами, которых выносило от аменов, было круто наблюдать как адепты разных сцен сливаются воедино.

Одна из причин по которой джангл вновь начал набирать обороты в открытости людей к тем, кто решил вложить в эту музыку свой энергетический заряд. Диджей и продюсер Sully (настоящее имя Jack Stevens) из города Норидж, Великобритания, стал одним из самых выдающихся артистов в сфере бас-музыки в Великобритании за последние десять лет. Он выпускал видоизмененный дабстеп и гараж на таких лейблах как Keysound, Astrophonica и Black Acre. В последнее время он экспериментировал с джанглом, добавляя не типичные для этого жанра элементы. Так в треке "X Plus Y" с его альбома "Escape" на лейбле Keysound фрагменты ударных становятся неотъемлемой частью гармонии, скользя то вверх, то вниз, дополняя мелодичные звуки и дабовые эффекты.

Помимио оригинального бита, Sully использует классическую атмосферу и характер джангла и трансформирует их таким образом, каким это позволяют сделать только современные технологии. Таким же образом, трек "Vanta" с той же пластинки соткан из мелко нашинкованных битов, пульсирующих вокруг зловещего синтезатора и по ощущениям этот саунд скорее ассоциируется с экспериментальным звуковым искусством. «Я много работаю с синтезаторами и больше люблю рисовать настроение, чем просто прописывать бас и атаки на барабанах», - говорит Sully. «Этим, в основном, и характеризуется мой подход, барабаны для меня также инструмент, создающий мелодию. Я использую снейр (рабочий барабан) для создания мелодий. Не думаю, что другие так делают. Я изменяю тембр барабанных ударов, искажая их звук так, чтобы они звучали как мелодия, по настоящему детализируя каждый удар , чтобы вы могли услышать нечто большее, чем просто барабанную петлю».

Когда Sully начал писать джангл, он не был уверен в том, как будет воспринят его неординарный подход. «Полагаю, мои ранние релизы звучали необычно и я ждал, что люди воспримут их в штыки, но ничего подобного не произошло. Если вы делаете что-то от души, а не символически, повторяя уже избитые приемы, люди обязательно оценят это».

«Произошла переоценка невероятной музыки 90-х, понимания насколько она опережает время и какая мощь может в ней содержаться. Целый ряд диджеев и продюсеров прочувствовали эту энергию, технически отражая это в своих треках и продвигая её на следующий уровень», - Luke Hansbury

Сейчас начинают распространяться менее привычные и более абстрактные формы джангла. Dead Man’s Chest комментирует материал, полученный на его рассмотрение для возможного выпуска на Western Lore «Я получил музон от Response, который начал высылать мне эти замедленные экспериментальные вещи, 10-15-ти минутные треки. Ещё один артист о чьём саунд-дизайне стоит сказать - Threshold, он добился настоящего мастерства в этой сфере. Вывел искусство написания музыки на научный уровень».

Сегодняшняя джангл сцена сосредоточила вокруг себя жанровое слияние таких артистов как Fracture или Om Unit, которые замиксовали footwork в свои треки с ломаным битом или Pessimist, который окутывает свои музыкальные химеры гнетущей берлинской техно аурой. Создание джангл музыки становится доступно и привлекательно для продюсеров из других музыкальных сфер. Основное требование - их джангл должен оставаться самобытным. «Правил не существует», - говорит Double O. «Вы можете задействовать любые жанры, какие захотите. Если вы уверены в том, что делаете, вы можете заставить это зазвучать как джангл».

«Чем только не вдохновляются продюсеры», - добавляет Mantra. «В альбоме Sully куча грайма/треков на 140 ударов в минуту, Forest Drive West пишет удивительное техно совместно с Livity Sound и можно услышать влияние этого звучания в драмнбэйсе, который он сейчас делает. Вот что держит джангл на плаву – продюсеры могут получать вдохновение откуда угодно – там, где они его найдут. Вот что делает их звучание уникальным».

Rings Around Saturn (из Мельбурна, Австралия) и DJ Seinfeld (родом из Швеции, но проживающий в Барселоне, Испания) пишут джангл под другими сценическими именами и складывается ощущение, что это новое джангл движение имеет глобальный масштаб. Один из наиболее выдающихся артистов Coco Bryce, чей бодрящий и настоящий звук происходит из неожиданного места: Бреда в Нидерландах, чаще ассоциирующегося с топ-чартами трансовых диджеев. Он черпает свое вдохновение из DIY лоу-фай движения, добавляя в него собственный задор. Тем временем Enjoy, чей убойный релиз "Just A Vibe" вышел в прошлом году на лейбле AKO Beatz, базируется в Удине, Италия. Онлайн джангл сообщество помогло сформировать возрожденное движение, география в наш век возможностей и связи больше не представляет проблемы. «Что касается продвижения и поддерживания профессиональных связей», говорит Double O «со всеми можно легко выйти на связь, так что мы подпитываем друг друга и поддерживаем высокий уровень вдохновения».

Группа "Long Live Beautifully Crafted Jungle" на фейсбук всего лишь один из ресурсов, выступающих в роли тех, кто понимает исконную тему и представляет собой ресурс, на котором более молодые поклонники могут познакомиться с классическим и новым материалом. «Это напоминает людям о том, кто стоял у истоков в то время и что слушатели и по сей день уважают и интересуются олдскул стилем, а также распахивает окно в более старое звучание тем, кто не застал те времена», - говорит Tim Reaper.

Для диджея/продюсера Djinn (Hannah Garvey) из Манчестера, одной из организаторов вечеринки Formless, выпустившей ряд беспощадных джангл треков на Subdepth и Foundation X, эта музыка стала более глубокой и поглощающей, чем та, которую она играла раньше. «Сначала я играла брейкс, но что-то перетянуло меня на джангл. Я поняла, что он действует на другом уровне. Он заставляет думать и вызывает эмоции. Я без ума от амен-брейка. Звучит мощно. Всё это басовое 808-е джангл звучание с элементами подобными звукам из кино, появившимся под влиянием Photek и Source Direct - этот вайб в стиле саф-фай саунда».

Ее треки, такие как "Dark Reference", соединяют зловещее дабвайз настроение с дробящими барабанными петлями, в то время как призрачные семплы из джангла прошлого, такие как звуки трека "Mentasm", скрываются во мраке.

Когда начались ее вечеринки Formless в 2015, в Манчестере больше особо ничего не происходило в сфере джангла, но она заметила, что ситуация начала меняться. «Потому и возникла эта вечеринка, в городе не было особо разнообразного звучания», - говорит она. «Было много дабстепа, который мне нравился, но не так как драмнбэйс. Думаю многие чувствовали то же самое, потому что, похоже, они действительно врубались в тему и понимали, это то, что нужно для нашей местности».

Популярность любого устоявшегося музыкального жанра имеет тенденцию, то нарастать, то убывать, и теперь, когда молодые слушатели готовы открыть для себя музыку 90-х (благодаря YouTube, Discogs и Spotify) и по мере того, как более давняя музыка становится всепоглощающей и раскрывает сокровища недавнего прошлого, наступает очередь джангла».

«Полагаю, произошла переоценка невероятной музыки 90-х, понимания насколько она опережала время и какая мощь может в ней содержаться», - говорит Luke Hansbury. «Целый ряд диджеев и продюсеров прочувствовали эту энергию, технически отражая это в своих треках и продвигая ее на следующий уровень».

Все те люди, с кем поговорил DJ Mag в этой статье, согласны с тем, что сложная ритмическая составляющая и огромные возможности для написания, которые дает джангл, делают его крайне привлекательным жанром. Музыка, основанная на ломаном ритме во всех его проявлениях, становится как никогда перспективной для утомленных прямой бочкой хауса и техно, а джангл представляет собой наиболее экспрессивное проявление ломантого бита.

«Лично меня цепляла энергия и сырость-грязноватость звучания джангла, которые не мог дать ни один другой жанр», говорит Tim Reaper. «Наслоение и нарезка барабанных петель, плотные удары 808 баса и Reese бас-линии вместе с хаотичным семплированием абсолютно любого другого жанра стало идеальной формулой, настоящая гремучая смесь звуков и стилей, которая сформировала удивительную и уникальную комбинацию».

Dead Man’s Chest впервые столкнулся с джанглом, прослушивая миксы на кассетах и их напористость преследует его с тех времен. «То, как я слушал эти миксы не было про один трек, я не знал, где начинался один трек и где он заканчивался, это был один большой коллаж из разных звуков перемешанных вместе», - говорит он. «Звучание шло не с продюсерского стола, а с вертушек из сетов, записанных на выступлениях, а затем переписанных на кассету, которую я получал – вот какой путь проходила эта музыка. Всё это сказалось на моем восприятии музыки».

Он считает, что музыкальное ощущение пространства и лаконичность звучания джангла оставляет намного больше места для эксперимента, чем любой другой подвид драмнбэйса. «В драмнбэйсе все начали сильно наслаивать одно на другое, формируя неестественное звучание трека. В джанге на это делается меньший акцент и барабаны звучат более естественно. Оставлено больше пространства для баса и музыки. Лично для меня, более размеренный темп оставляет больше пространства вокруг ударных, как бы отодвигая их на задний план, чтобы они не лупили вам прямо в лицо. С музыкальной точки зрения, это освобождает много пространства и я почувствовал, что делать аранжировки и экспериментировать с музыкой при такой расстановке намного легче».

Изначально, джангл был создан в многонациональном Лондоне. Это был продукт звучания афро-американской культуры в Великобритании, под влиянием ямайских стилей таких как даб, рутс, регги и дэнсхолл, но также и американского, по части ломаного бита, хип-хопа и семплирования, раннего европейского рэйва (в частности новый бельгийский бит), также внесла свой вклад эйсид-хаус сцена Великобритании, которая позже трансформировалась в хардкор. Созданный и исполняемый представителями различных рас и культур, джангл быстро распространился из Лондона в Эссекс, Хэртфордшир, Бристоль, Манчестер и далее, быстро видоизменяясь через рагга-джангл (с сильным дэнсхолл влиянием благодаря МС) не без участия техно, эмбиента и джаза.

Трек "Pulp Fiction" написанный Alex Reece в 1995 году (имеющий статус классического звучание, тем не менее, был раскритикован некоторыми за сдвиг структуры бита в этом жанре) оказал огромное влияние и, по крайне мере, временно аннулировал полиритмичное звучание джангла. Драмнбэйс бит зазвучал как чёткий ту-степ. Тем не менее, продолжал появляться все более свободный грув джангла, например в таких треках, как "Shock Out" от Danny Byrd, "Clarendon" от Breakage и "Ghost Of Jungle Past" от High Contrast, это лишь немногие из джангл композиций, выпущенных в переходные годы перед тотальным возрождением стиля. Показательно, джангл вернулся, именно сейчас, в наше время, когда вражда музыкальных группировок стала распространена значительно меньше, чем когда-то раньше. Слушатели могут выбирать и миксовать музыку любых стилей благодаря тому, что все есть в интернете. Это абсолютный микс жанров, который расширяет границы, так сказать музыкальное Эсперанто (искусственный язык).

«Отличительная черта подхода к написанию современной музыки old school звучания сегодня в том, что вместо продюсеров, которые мыслят в направлении «я хочу делать только ragga тему» или «я хочу писать atmospheric/deep биты», все берут немного от каждого стиля, а значит есть с чем поэкспериментировать», - говорит Tim Reaper. «Никто не сосредоточен исключительно на одном направлении, люди увидели пространство, созданное еще тогда, а теперь пробуют свои силы везде понемногу, что, на мой взгляд, делает происходящее более увлекательным».

Джангл, пусть и здобренный местами сэмплами из фанка, регги и эйфорического рейва, остается мрачным. На контрасте с более радостным настроением таких направлений драмнбэйса, как ликвид или (в некоторой степени) джамп-ап, это мрачный звук, который проявляется в гипнотических и порой пугающих воплощениях. Dead Man’s Chest считает, что это вполне объяснимо, учитывая, что Америкой управляет фанатичный бизнесмэн, а в мире царит политическая неопределенность, передаваемая по наследству двуличными правительствами посредством СМИ. «Состояние, в котором сейчас пребывает мир и наше восприятие ситуации невероятно хаотично», - говорит он.

«В 2000-х годах в драмнбэйсе было много фанка. В музыке было много позитива и настроения на подъеме. За последние несколько лет ситуация в мире приобрела более смутный характер, так что джангл идеальное музыкальное сопровождение ко всему этому, я считаю. Я бы в любом случае писал джангл. Это касается именно восприятия сегодняшнего дня и ощущается крайне близко».

Джангл определенно вновь выходит на передовые позиции и это только начало. Dead Man’s Chest готовит новую компиляцию на его лейбл Western Lore совместно с музыкантами единомышленниками. Rupture LDN выпускает собственную компиляцию совместно с треками от Seba, Nucleus, Sully, Dead Man’s Chest, Forest Drive West и Digital; Sully запускает собственный лейбл и готовит материал для Foxy Jangle и ремикс на 2 Bad Mice; Djinn выпускает новую коллаборацию с Mantra на AKO Beatz; Repertoire готовит релизы от Ricky Force, Eusebeia и Acid Lab; а у Tim Reaper имеется материал, подписанный на большое количество лейблов.

«Движение ли это? Определенно да. Мы все объединилист и работаем вместе, чтобы продвинуть звучание, которое любим», - Mantra
_________________
The Return Of Jungle оригинал статьи на DJ Mag. Перевод Анна Метелица aka Sunnet

_________________

Вечеринки с участием Dead Man's Chest пройдут 14 апреля в Москве в клубе Pravda и 15 апреля в Санкт-Петербурге в клубе Mosaique.

14/15.04. STEPPIN'SESSION: DEAD MAN'S CHEST (UK) + DISSIDENT & CYBERWORM (Live) @ МСК + СПБ

Материалы по теме

Комментарии