Dissident

В преддверии SPBDNB AWARDS 2004, который пройдет 19-го марта в Заневском Каскаде мы беседуем с главным претендентом на награду в номинации BEST PRODUCER - музыкантом и совладельцем лэйбла Total Advance Music - Dissident'ом.

Давай поговорим вначале о тебе. Как ты пришёл к drum’n’bass, чем увлекался до этого?
Сначала было техно и, пожалуй, трип-хоп. Много разной музыки. Но в итоге все же drum’n’bass. Я с раннего детства ходил и делал так: Дуф-Дуф-Тыф-Ду-ку-Ду-ку-Дуф-Тыч... (битбоксит), я не понимал, что это такое, просто мне это нравилось. А потом, уже в сознательном возрасте, услышал как-то, еще на кассете, подобные ритмические рисунки и понял, вот это - моё!

Ты битбоксил?
Да! Причём я даже сейчас могу изобразить и с очень большой скоростью, так, что все удивляются. Это один из моих коронных номеров.

Ты когда-то пришёл на первую drum’n’bass-вечеринку, в каком клубе это было?
Я не помню, какая это была вечеринка... По моему это была всё та же "Мама"... Это было году в 97-м...

Что ты услышал впервые из drum’n’bass? 
Кто-то дал кассету, это был ещё джангл. Тогда еще понятия drum’n’bass не было, во всяком случае, его тогда никто широко не применял. Эта была пиратская кассета какого-то немецкого издания. Не помню, что там конкретно было.. Johnny Jungle, он же Pascal, какие-то такие вещи. А потом открылся клуб "Мама", в 97-ом или 98-ом, все туда ходили. Вся ранняя тусовка была там.

 

Когда ты решил попробовать написать что-нибудь сам? Это было дома за компом?
Нет. Почему-то очень странное отношение было к компьютерам. Мы в своё время, с Андреем Аспектом играли всяческие панк-излияния и гитарный хардкор... Я бы не сказал, что мне это очень нравилось, но просто очень хотелось делать музыку. И параллельно этому у меня было такое устройство - Roland PSR-5, это тон-генератор и самплер. Я что-то на нём делал. Потом я купил синтезатор Yamaha DX-27 и Поливокс. Почему-то у меня была такая жёсткая позиция, что компьютерами пользоваться не надо, а пользоваться нужно железом и играть на нём. Компьютер пришёл уже потом, когда я действительно понял что с ним всё гораздо легче, это было году в 99-м... Тогда были популярны такие программы, как Cakewalk и Cubase. Я с них и начинал.
 
А я вот в FastTracker'е начинал. Мощная была штука! =)
Я знаю, что Bes в FastTracker'е начинал. Я его так в руки никогда и не взял,  потому что эта программа - полный паноптикум, по-моему.
            Так вот, интересно было то, что из-за такой жесткой позиции по поводу компьютеров мы без них умудрялись делать вещи, причем иногда даже довольно интересные. Потому что когда музыка создается в реальном времени, она всегда опирается на импровизационность. А импровизационность - это всегда непосредственное излияние состояния. То есть это - больше исполнение, чем сочинение.
 
 
Как появился Dissident?
Я всегда был Dissident'ом, эта кликуха осталась еще со старых-старых времен. Придумал я её сам, так меня и называли.
 

А когда ты впервые встал за вертушки?

За вертушки я встал достаточно поздно, сравнительно недавно года четыре назад. Мы выступали в основном «лайвом». Помню, первый раз я выступил в 99-м году в клубе "Грибоедов". Мы тогда назывались "Творческий  STEP Коллектив" (На первом или на втором сборнике Respect вышел один трек “Hello, Louis!”). Это конечно не я придумал такое название, это придумывал МС Аким, в итоге переименовались всё-таки в Dissonance. Нас было четыре человека - это Лобзик, Аспект, Аким и я. Лобзик (это Nec сейчас). Мы выступали всегда вживую, и это порой выглядело достаточно забавно. Я помню вечеринки в клубе "Клим Ворошилов", мы притащили все свои синтезаторы, драм-машины, пульты, компьютеры... В общем, кучу всего, причём таскали мы это всё на своём горбу, на метро, потом в -20С холода... Чистый альтруизм! И как-то однажды мы выступали, и на вечеринку не пришёл практически никто. Там были только организаторы и одна маленькая девочка лет четырёх... И вот она всячески прыгала, кружилась и каталась кубарем под то, как мы играем жесточайший dark side на куче железа. Ди-джеем я до сих пор себя особо не считаю, всегда ставлю на то, что я всё-таки продюсер.
 
 
Что писал Dissonance?
Мы писали Tech-Step. Исключительно жёсткий, даже с элементами Gabba и HardCore. Были и амены конечно, куда ж без них... Это была просто жёсткая, очень мрачная музыка. Там было даже  больше DarkSide, чем TechStep.
 
Когда ты начал творить отдельно? 
Произошла ситуация, которая достаточно часто происходит в коллективах. Во первых - это идеологические расхождения, правда не сильные, а во вторых - я очень много музыки писал сам в одиночку. Не хочу показаться нескромным, но факт остаётся фактом. Не побоюсь сказать, что процентов 70% исходило исключительно от меня, и я подумал, что надо дальше продвигаться самому. Например, у Dissonance есть альбом Technical crisis (кстати, очень удачный альбом получился, к нему было много положительных рецензий), этот альбом вышел на Manchester Files, так вот там 80% материала написал я. Потом мы спокойно собрались вместе, и я объяснил ситуацию. Я сказал "Ребята, либо вы начинаете шевелить задницами, либо мы разойдёмся на время". Вот мы разошлись и до сих пор пока так и не собрались. Nec сольно пишет, Akim двигает свой хип-хоп проект, вот только с Андреем Аспектом мы еще вместе пишем иногда, но не drum&bass уже.
 
Как появился Total Advance Music?
Мы с Бесом и Стэп'ом поехали как-то на Казнтип вместе. Это было в 2001-м году. Жили и тусовались вместе, много разговаривали на около музыкальные темы, и там родилась эта идея и была сделана идеологическая корка всего этого. Изначально ТАМ не был задуман как лэйбл, мы просто хотели организовывать вечеринки, но а потом это всё естественно перевелось в рекорд-компанию. Мы начали выпускать много музыки. Сейчас мы больше ставим на издательство, чем на организацию мероприятий.
 
Давай поговорим о твоих треках. Какой стилистики ты придерживаешься в своих композициях на данный момент?
Я всё время меняю стиль, но в последнее время я очень облегчился, потому что всё время писать тяжелую музыку не хватает терпения. На сегодняшний момент я слегка устал. Dissonance существовал где-то три года, я уже один пишу три года. Всё это время я старался как-то обращаться к танцполу. Сегодня я стараюсь писать музыку, которую будет приятнее прослушивать дома или в небольшом клубе, чем на больших рэйвах. Естественно иногда попадаются танцпольные треки, но в последнее время я больше обращаюсь к более deep’овой атмосфере. Реже Liquid Funk, мы иногда пишем его с Ruffen'ом, хотя подобная музыка теперь мне кажется слегка "мыльной". Хотя и играли её какое-то время, но мне кажется, это больше подходит для McDonald's'ов и прочих заведений подобного рода, где люди едят, и им нужно что-то позитивное и ненавязчивое, чтобы кусок в горле не застревал. То есть музыка для желудка.
Одно время я плотно сидел на NeuroFunk'e. NeuroFunk - это так называемые "говорящие басы" или "короеды". То есть бас на средних и высоких частотах изменяет свою фильтрацию. Он может даже не изменять свою тональность, но фильтры, модуляции и эффекты, которые на него наложены, постоянно изменяются. Создается эффект "говорящего" баса, т.е. когда бас пытается тебе что-то сообщить.
 
На каком-то инопланетном языке ? =)
Да! =)
 
Например, как в твоём трэке "Stigmata"?
Да. Вполне. Кстати Stigmata уже почти года два никак не может выйти. Paul B собирается с третьего релиза на своем Step2Zero наконец-то издать её… возможно. Моё творчество уже очень сильно отличается на сегодняшний момент от той же Stgmat'ы. У меня очень много подписанных трэков на разных лэйблах, но их выход постоянно задерживается по тем или иным причинам. Я думаю, что к тому моменту, когда это всё наконец выйдет, я буду писать уже совершенно другую музыку. Подобное часто происходит, причем с любым музыкантом. То, что трэк издается через два года после того, как он был написан - это далеко не новая история. Просто публике это неизвестно, и она воспринимает это за чистую монету, как новинку.
 
Т.е. в течении двух лет трэк остаётся dub'кой?
Да. В последнее время понятие DubPlate настолько актуально, потому что многие музыканты выкладывают в сеть полные версии своих трэков в хорошем качестве. Многие их начинают играть, многие узнают об этом, эти трэки становятся хитами ещё до того, как их издали. Но по большому счету это вредит непосредственно музыканту, например, я от этого пострадал. Лэйблы просто отменяют релиз, только потому, что они видят, что никто этот релиз не купит, т. к. он и так уже у всех есть. Однако, я не смотря ни на что всё равно выкладываю трэк в хорошем качестве, т. к. уже очень давно не гоняюсь за лэйблами с прошлой неистовостью.
 
На скольких лэйблах ты издавался?
К этому времени - всего три пластинки. Они вышли на Renegade Hardware, Fear Red и финском MangoFunk. На последнем совсем недавно вышел трэк «Space Rider», который был написан опять же 2 года назад. Я сейчас вообще прекратил разговоры о подписанных мною трэках на какие-то лэйблы, их действительно очень много. Я подписал практически всю свою музыку. Но пока она не выйдет я не буду об этом говорить, потому что происходит такая ситуация, что либо лэйблы лопаются, либо владельцы отказываются выпускать трэк, потому что он у всех есть. Это суеверие своего рода. Вообще виниловый бизнес на сегодняшний момент переживает тяжелый кризис. Дело в том, что кроме как диск-жокеям практически никому этот винил не нужен. Больше тысячи копий продать очень сложно. Я думаю, что будущее - за mp3. Пройдёт еще лет пять, и пластинки совершенно не будут продаваться в открытой продаже, а будет рассылаться только промо.
 
Я думаю, что кризис этот довольно затянулся, особенно у нас.
Ну естественно. У нас вообще винилового бизнеса не существует. Россия давно бы открыла какой-нибудь виниловый лэйбл, хотя бы даже для внутреннего рынка, но ни у кого нет проигрывателей, чтобы покупать пластинки. Никому это не нужно. Даже можно получить мировую дистрибуцию. Но нужно выпускать ту музыку, которая будет продана с вероятностью в сто процентов. У нас уже есть опыт - Paul B открыл свой Step2Zero и выпустил уже два релиза. Но он всегда смотрит на то, чтобы композиция имела как можно более массовый характер. Это могут быть не плохие трэки, но на самом деле самые то бриллианты, как правило, понимаются не всеми. И самая хорошая drum’n’bass-музыка остается всегда на пыльных полках у тех людей, которым это действительно интересно. Например, Intelligent сцена - она огромна: огромное количество музыкантов, огромное количество лейблов. Но эти лэйблы не могут найти себе дистрибьюторов, потому что Intelligent на виниле продается из рук вон плохо, так как мало происходит вечеринок и так далее. Грубо говоря, это не совсем танцевальная музыка, это музыка для прослушивания дома. У нас тоже есть продюсеры, работающих в данном ключе, например Electrosoul System, Intersidereal, Uzhas, Cryo, Subwave. Их многие знают в мире, но издать подобную музыку им очень сложно.
 
 
То есть это получается некий андэграунд в drum’n’bass?
Естественно. Так получается, что это – underground. В любой музыке то, что менее доступно для понимания основной массе людей, то и продается хуже. Я считаю, что Intelligent и Atmospheric (назовём это Leftfield, т.е. «левый», «лево-полярный») будут жить, это лучшая часть drum’n’bass, самая его душа и сердце, его альтернатива. Просто это будет на других носителях, на CD например. Диски начали уже активно выпускать. Так как это музыка для домашнего прослушивания, то она должна быть всё-таки больше на CD.
  Есть еще и вторая проблема у русского музыканта, которая препятствует ему издаться за границей. Он может писать чудесную музыку во всех отношениях. Но допустим, он плохо знает английский язык и не может толком договориться с владельцами лейблов. Или у него нет постоянного выхода в интернет, он не может "вариться" в этой "каше". Да и вообще, всегда удобнее делать дела и договариваться лично, то есть встречаться с людьми. А это сложно делать в России, сидя у себя в где-то в ебенях. И опять же, не все лэйблы будут слушать мп3, которые ты им послал, они попросят тебя прислать диск. Я диски никогда никуда не посылал, потому что во первых мне почему-то всегда лень, а во вторых они еще и не всегда доходят. Видимо, наша доблестная почта оставляет диски себе и сама их слушает. Я понял! Все dub traders в сети – почтальоны. =)
 
Чему ты больше уделяешь внимания при написании треков? На что больше делаешь акцент?
В те времена, когда мы играли HardCore, я играл на басс-гитаре и до последнего момента я всегда больше внимания уделял басу и различным его вариациям, синтезировал его на различных синтезаторах и всячески с ним экспериментировал, ставил на него акцент. Сегодня мне слегка это надоело, и я стал больше уделять внимания барабанам и их наломкам. Например, мне очень интересен в этом отношении Paradox и вся так называемая DrumFunk-сцена – Fracture & Neptune, Fanu, Macc, старый Photek.
Я всегда стараюсь обращать внимание на качество звучания - это раз, два - это то, чтобы музыка не была скучной, чтобы ты мог поставить трэк, и от начала его и до конца тебе было интересно. Мне предпочтительнее интеллектуальная музыка. Потому что она должна вызывать определенный мыслительный процесс, т. е. не просто сидение в кресле и почесывание живота или дрыганье частями тела на танцполе, а все-таки, чтобы и голова работала тоже - сравнивала, анализировала, делала выводы.
 
То есть - умный drum’n’bass?
Да.
Раньше в моих трэках барабаны подчеркивали басы, а сейчас бас подчеркивает барабаны. Вообще, если делать техно-звучание, то естественно, барабаны должны быть минималистичными. Многие не воспринимают техно-саунд, потому что считают, что он зацикленный и однообразный. Ну что значит зацикленный и постоянно повторяющийся?! Музыка - это отражение жизни, отражение эмоций. Вы каждый день выходите из своего дома и закрываете дверь, вы каждый день видите один и тот же пейзаж, вы каждый день приходите и садитесь на свой стул и видите перед собой экран того же самого компьютера. Всё зациклено! Почему музыка не может быть зациклена?!
 
 
А когда ты пишешь трэк ещё с кем-нибудь, то кто создаёт изначальную базу, кто её потом доделывает?
Как правило, когда я пишу с кем-то вместе, идея начинается с меня, потому что я очень креативный в этом отношении. Я пишу очень много, и порой мне не хватает времени и сил доделать всё. Практически все трэки, которые написаны с кем-то еще - это изначально мои какие-то наработки, а затем мы уже либо вместе доделываем с кем-то, либо человек доделывает сам. Таким вот образом много работал и работаю с Ruffen'ом. В последнее время акцентируемся с ним на ремиксы. В частности мы сделали ремикс на Resound'а, мы делаем ремикс на группу Каста. Мы скоро закончим этот материал, и я думаю, это будет интересно.
 
Это будет несколько ремиксов на их композиции?
Мы начали пока что с одной. Возможно больше, они сами заинтересовались и предложили нам, а мы в свою очередь не стали отказываться. Вообще, могу отметить Ruffen'a как хорошего ремиксера. Я ремиксы делать совершенно не умею, потому что у меня всегда есть куча своих каких-то идей, я в них утопаю! И мне бывает их просто не разгрести. Часто мне не хватает времени. Бывает, что мне очень нравится какой-нибудь трэк, и я прошу его на ремикс. В итоге понимаю, что лучше сделать его не могу, а хуже - просто не имеет смысла.
 
Как часто тебя просят сделать ремиксы на кого-нибудь?
Достаточно часто. Но я опять же не справляюсь с этой задачей, у меня очень мало ремиксов.
 
Теперь я задам такой глобальный вопрос: Чем для тебя является drum’n’bass? Существует ли для тебя такое понятие, как drum’n’bass-культура?
Если рассматривать музыку drum’n’bass, то я не могу сказать, что я слушаю и пишу исключительно её. Я просто знаю, что это у меня лучше всего получается. Потому что это музыка наполнена определенной энергетикой, она вбирает в себя абсолютно любые жанры и она самодостаточна в себе. Поэтому, как правило, я пишу drum’n’bass.
Что касается drum’n’bass-культуры, то она в принципе существует. Например, в восточной Европе - Венгрии, Словакии и прочих странах, там drum’n’bass существует как стиль жизни. Это определенная одежда, определенная культура речи может быть. У нас этого нет, просто потому что никто из деятелей drum’n’bass культуры в России не до конца осознает всего этого. Да и сам я не могу похвастаться тем, что я абсолютно причастен к той drum’n’bass-культуре, которая существует во всем мире. Поэтому чётко охарактеризовать drum’n’bass-культуру очень сложно. Всё-таки это - прежде всего музыкальное направление, жанр в электронной музыке.
 
Ты считаешь, что drum’n’bass это всего лишь музыка и ничто больше?
Нет, конечно. В drum’n’bass есть некая одна особенность - это самодостаточная система. В drum’n’bass можно выделить некоторые элементы, которые присутствуют во всех трэках. Это - высокая скорость, это - акценты на ударных и басовой линиях. Поэтому он и называется drum’n’bass, потому что это барабаны и басы. Но эти барабаны и басы можно акцентироваться в любой музыке, будь то джаз, будь то хаус, будь то хип-хоп, всё что угодно. На Drum’n’bass ложится всё что угодно. Соответственно и цена этому более высокая, потому что тут ты можешь услышать всё, что душе твоей захочется, всё к чему лежит твоё настроение на сегодняшний момент.
 
А как ты считаешь, можно ли утверждать, что у нас в России drum’n’bass "опопсел"?
Не думаю. "Поп" - это всё-таки означает популярность. Давайте сравним популярность drum’n’bass и популярность Фабрики Звёзд... Это сравнение невозможно, поэтому говорить об "опопселости" тут нельзя. Но есть другой вопрос. Многие музыканты и диск-жокеи стараются играть доступную музыку для общей массы людей, чтобы она стала популярной. То есть, многие стремятся к тому, чтобы drum’n’bass "опопсел". Эти тенденции вполне разумны, людям хочется зарабатывать деньги, хочется большей аудитории. Это присуще практически всему. Это - шоу-бизнес. Попса - это то, что продается большими тиражами, на что собираются огромные площадки. У нас существует фестивали "Пиратская станция" и The World of Drum’n’Bass, и весь ДС "Юбилейный" забивается людьми, но в то же время назвать drum’n’bass "попсой" нельзя.
 
Это главное, что я хотел от тебя услышать. Но ведь не все ходят на такие большие мероприятия из-за музыки...
Да, многие ходят туда, чтобы употребить что-то. Как правило, я думаю, что больше половины ходит именно за этим, то есть получить больше удовольствия не от музыки, а от того состояния, в котором они пребывают, когда эта музыка играет. Но это нельзя сказать о "Пиратской станции" исключительно. Клубная культура вся испокон веков стоит на этом. Я иногда играю утром, часов в шесть или в пять. Люди, которые находятся, например, под влиянием амфетаминов - им практически всё равно что играет в данный момент. Я могу позволить себе ставить абсолютно безумные экспериментальные трэки и смотреть на не менее безумную реакцию публики и понимать - на сколько же деградирует сознание неразумного человека, который не может быть адекватным под влиянием наркотиков. Я помню, как я играл в клубе "Тоннель" часов в семь утра, я специально попросил это время. До меня играло Техно, и люди делали однообразные движения со скоростью сто сорок ударов в минуту, я поставил drum’n’bass, и они просто ускорили свои движения до ста восьмидесяти. Вот и всё.
 
Это был жёсткий прикол! =)
Да, с танцпола не ушел никто! =)
 
Я хотел поговорить с тобой о таком понятии как "клоунстэп" ("clownstep"). Что это такое ?
Клоунстэп - это достаточно абстрактное понятие. Я не помню, кто первый его ввел. У John'а B был даже такой лэйбл - "Сlownstep". На самом деле, это такое ироническое нарицание. Музыка эта очень похожа на какие-то цирковые изыски. То есть это идет бас в слабую долю, как это делается в Pump'ing House, как его в России еще любят называть Progressive House, и получается - "Уц-Уц-Уц-Уц" и можно выполнять забавные движения под это всё. Такая музыка совершенно лишена какой-либо мысли, она просто направлена на то, чтобы заставить булки трястись. =) Иногда нотки клоунстэп'а проскальзывают даже у уважаемого Fresh'a, у того же Pendulum'a, несмотря на то, что они делают очень качественную музыку, они всё-таки позволяют себе цирковые излишества. На самом деле такого жанра как "клоунстэп" не существует, и поэтому не стоит воспринимать это всерьез.
 
Как ты оцениваешь русскую drum’n’bass-сцену относительно мировой? Насколько она развита?
Естественно, относительно мировой она развита достаточно скупо. Существует такой феномен, что в России очень много людей, пытающихся писать эту музыку. И это хорошо! Другой вопрос - люди просто не осознают, что их музыка пока не достойна широкого внимания. Мне очень много дают демо-дисков, и иногда я просто поражаюсь! Очень часто люди сами объективно не могут оценить своё произведение. На этих дисках бывает просто безумие! Но я то еще ладно, но вот Косте Гвоздю приходит огромное количество дисков и мп3, и он старается всё прослушать, потому что у него радиопередача и ему нужен материал. И он тоже очень часто сетует о том, что встречается ну просто пиздец полный.
На самом деле всё не так плохо, у нас довольно много и талантливых людей, которые знают, что они делают и у них неплохой вкус. Другой вопрос - Важны люди, которые не только пишут или играют drum’n’bass, на одних музыкантах и ди-джеях далеко не уедешь. Очень нужны критики, способные адекватно писать об этом, важны разбирающиеся в этом слушатели. То есть не просто люди, которые поддались влиянию моды, и которые, услышав амены, говорят, что это - настоящий drum’n’bass. Должны существовать магазины, специализирующиеся на этой музыке. Должны существовать различные информационные ресурсы, чтобы люди получали информацию о сцене.

 

У нас в городе есть несколько промо-групп. Какие из них на твой взгляд более перспективны?
Сейчас, слава Богу, стало меньше молодых ребят, которые питают иллюзии о том, что на организации вечеринок можно заработать кучу денег. Одно время они росли как грибы. Многие, не буду называть имен, потеряли огромное количество средств и прекратили этим заниматься. Чтобы организовывать вечеринки достойно нужно иметь огромный опыт. И сегодня у нас, как правило, достойные вечеринки проводят те, кто этим давно занимается. Сегодня трудно устроить заметную вечеринку без приглашения зарубежных артистов, а это огромные расходы. И в принципе, этим никого уже сегодня не удивишь. А устраивать вечеринку заранее с расчетом "отбиться в ноль" уже никто не хочет. А кто действительно это умеет делать - тот продолжает свою деятельность.
 
То есть не всегда выгодно везти звезду, рассчитывая на то, что на нее придет много народу?
А что значит "звезда"? Звезду можно в России можно слепить очень легко на самом деле. У нас некоторая клубная публика знает не больше десятка имен. Раньше многим было достаточно одного упоминания о том, что человек приехал из Англии, и на это уже клюнут. Сегодня нужно уже действительно засветившееся имя. А как это имя можно засветить? Можно, например, часто упоминать его по радио, можно вставлять его в трэк-листы, в интернете устроить огромную PR-акцию. То есть у нас публика настолько не подготовленная, что звезду можно создать искусственно. Другой вопрос - я не говорю именно о звездах, я говорю об иностранцах. Для меня большой радостью является то, что у нас в России выступал Seba, Nookie, Resound... Ну вот кто знает Resound'a?! Он еще достаточно неизвестный товарищ, но пишет замечательную музыку.
 
Я заметил, что в наших музыкальных магазинах сложно найти достойного зарубежного исполнителя. У нас продаются диски Беса, Гвоздя, Дэвила, Топера и так далее... И я столкнулся с ситуацией, когда человек не знал о том, что на диске с миксом Гвоздя не было трэков самого Гвоздя... Люди знают наших питерских музыкантов, потому что они у нас продаются. Почему так?
Вечно актуальный вопрос. У нас действительно такое происходит. Люди считают, что диск-жокеи сами пишут ту музыку, которую играют. Но это конечно же совершеннейший идиотизм, я с этим тоже много раз сталкивался. Многие до сих пор уверены, что круче Бумера музыканта в России нет, хотя я от него не слышал ни одного произведения. Это безумие. Многие аргументировали это тем, что на одной пластинке играет бас, а на другой барабаны... И что вы можете после этого сказать о drum’n’bass-культуре?! Для кого создавать эту культуру, если люди даже не осознают элементарных вещей?! Это происходит, потому что во первых - в России клубная культура запоздала. Запоздала примерно лет на шесть. И нет достаточного информационного поля, людям неоткуда узнавать информацию. Они могут приобрести компакт-диск, послушать музыку и знать, как она называется. Но что за ней стоит, элементы сцены людям совершенно неизвестны и, как правило, не интересны. Вот существую гурманы, например, в еде, которые знают, как и что готовится, где собирается тот или иной продукт, какая кухня и какой страны наиболее предпочтительна... Точно так же это можно сравнить и с музыкой, многим достаточно жареной картошки и пельменей, и им всё равно из чего это сделано. Они могут пойти в McDonald's и получить равное удовольствие, как и от изысканной дорогой кухни. И их можно понять, осуждать за это нельзя. Им это просто неинтересно, для них музыка - это всего лишь пища для ушей, а не для сознания.
 

На мой взгляд, это очень плачевно. Что можно обвинить в этом?
Давайте перенесемся на другой уровень, и возьмём для примера сцену поп-музыки. Сравните зарубежную поп-музыку и поп-музыку России. Давайте, например, сравним Кайли Миноуг и Машу Распутину. Разве можно сравнивать этих двух артисток?! Самое интересное заключается в том, что на студиях сидят хмурые сутулые парни и ваяют всю ту музыку для бездарных девочек, которые микрофон видят третий раз в жизни, а потом становятся звездами и которых любят только за их сиськи. Эти парни могут сделать хорошо, то продюсеры и спонсоры этих певиц или певцов просто откровенно понимают «Зачем делать хорошо, если никто этого не поймет и это не продастся?». Чтобы сделать хорошо нужно студийное время, а наши продюсеры достаточно жадные люди и не хотят на это тратить деньги. На кого можно валить всё это? Во всем этом виновата ситуация в России в целом. Это отражается на всех аспектах, будь то андэграундная культура или мэйнстрим. Точно такая же ситуация и с изобразительным искусством. В Санкт-Петербурге существует огромное количество талантливых художников. Но здесь их не знает никто, потому что их картины выставляются и покупаются только за границей. Так и в drum’n’bass. Многие музыканты ориентируются исключительно на западную сцену. Им вообще всё равно что происходит здесь. Я в свою очередь одно время тоже придерживался этой политики. Но потом пришел к выводу, что нужно все-таки как-то воспитывать нашу публику и издавать альбомы здесь, а также пытаться как-то ориентироваться на нашего слушателя.
 
А можешь ли ты отметить какие-нибудь изменения на сцене за последний год? Что-нибудь изменилось к лучшему или наоборот к худшему?
Прежде всего, drum’n’bass приобрел окраску заурядности. То есть он уже не является каким-то новым жанром для нашего слушателя, жанром который смотрит в будущее и является передовым направлением. Например, в 97-м году мы просто были горды тем, что мы причастны к чему-то абсолютно неизведанному, что еще только зарождается и это нужно двигать и двигать... Сейчас, по-моему, сделано все, что можно сделать. Все идет своим чередом. Кто-то пытается зарабатывать на drum’n’bass деньги, кто-то хочет нравиться всем. В целом, изменилась ли drum’n’bass-сцена к лучшему или к худшему, сказать сложно. Общая тенденция не может радовать или огорчать. Мы знаем, что эта сцена устоялась на сегодняшний момент. Она есть, она заняла четкие позиции, можно конкретно назвать людей, которые этим занимаются, можно как-то ориентироваться в этом.
 
Как можно оценить ситуацию с клубами? В каком из наших клубов лучше всего устраивать drum’n’bass-вечеринки? Как бы ты охарактеризовал публику на drum’n’bass-вечеринках?
Я не посещаю только drum’n’bass-вечеринки. Более того, мне более комфортно на вечеринке, где играется Lounge или House, потому что я считаю, что House наиболее подходит для танцев. Если клуб действительно хорош, в него вложены большие деньги, в нем играют достойные диск-жокеи, то клуб ставит свою политику на привлечение богатой публики. А кто у нас - богатая публика? Это, как правило, празные ребятки, в жизни не добившиеся самостоятельно ничего, которым родители предоставили работу купили машину и кучу одежды. Они ходят в клубы, чтобы просто показать себя. Например, в Пар'е я замечал как люди меняются в лице, как только они переступают линию входа в клуб. Понятие "пафоса" и "пафоса гнилого" раскрываются именно в этих заведениях, хотя эти заведения мне нравятся больше всего по музыке и по политике. Если я хочу отдохнуть, то я не пойду на drum’n’bass-вечеринку. Потому что drum’n’bass заложен в каждой молекуле моего тела. Я знаю эту музыку досконально, я могу разделить ее на все части. И поэтому если эта музыка звучит еще и когда я пытаюсь отдохнуть, то меня это немного отвлекает. Я хожу в основном на drum’n’bass вечеринки только, когда я там выступаю. Но так как выступлений довольно много в последнее время, то в другие места я хожу все реже и реже.
Сложно сказать о лучшем клубе для drum’n’bass. Бытует такое мнение, что drum’n’bass - это музыка для молодых. В этом можно углядеть определенный смысл, потому что тот мэйнстрим в drum’n’bass является очень энергичным, громким и быстрым. Именно то, что нужно юному максималисту. И именно эта публика не признает ничего кроме Pendulum или там Dillinja. Такая публика действительно существует. Я не совсем комфортно чувствую себя на сцене когда понимаю, что публика еще не готова к тому, что я могу им дать. Поэтому назвать место, куда эти люди должны приходить, мне сложно. Мне кажется, что для них как раз и должны быть такие мероприятия, как "Пиратская станция". Drum’n’bass можно проводить где угодно. Но пока, этой неокрепшей психологически молодежи не место в приличных заведениях. Многие люди, которые в 90-х годах слушали drum’n’bass сейчас ходят в "мажорные" клубы, а drum’n’bass спокойно слушают дома. Потому что они не хотят находиться рядом с малолетними беспредельщиками. Должны быть вечеринки с Atmospheric'ом, и нужно привлекать туда думающую аудиторию. В этом плане мне очень нравились вечеринки Listen'Up! в клубе "Грибоедов". Там публика тоже далека от совершенства, но уже по крайней мере я вижу, что люди туда приходят заинтересованные, которые понимают - что играет. То есть маленькие закрытые вечеринки в маленьких клубах - это выход. А массовые мероприятия были, есть и будут, и пускай слушатели растут в своем осознании.
Ох, что-то я погнал, не подумай, что я так презрительно к публике отношусь, не в коем случае…
 
А как ты считаешь, чего не хватает нашим клубам?
Нашим клубам не хватает приличного звука. Это большая проблема. Сейчас часто проводятся вечеринки в "Рэд-клабе". Слава богу, что там звук более-менее раскачали. Раньше там было просто безумие. Нормальный звук есть в дорогих клубах, где невозможно устраивать drum’n’bass-вечеринку, потому что люди просто не могут позволить себе туда пойти.
 
У нас ежегодно проходит всероссийская drum’n’bass-конвенция, которую устраивает Respect Family. Что она дает на твой взгляд?
Меня слегка удручает тот момент, что все участники конвенции до самого мероприятия должны собраться и обсуждать какие-то наболевшие вопросы, но этого не происходит.  Чтобы была та самая информативность,  необходимо создать вокруг этого дискурс, который бы развивался. Нужно обозначить проблемные моменты, нужно как-то наладить диалог. Но его не получается, потому что люди стесняются что-либо говорить, или им просто нечего сказать, и они кроме музыки не видят ничего. Тем не менее, польза от этого мероприятия естественно есть.
 
Однажды ди-джей Бумер высказал отрицательное мнение о конвенции, а именно то, что происходит на конвенции, не имеет никакого отношения к понятию конвенции.
Понятно, почему он так говорит. Он занял очень жесткую позицию. Он считает, что раз уж он заварил всю эту кашу у нас в городе, то только он имеет право заниматься этим бизнесом. Он считает, что организация вечеринок - это только его бизнес, и что все остальные у него этот бизнес отбирают. Это нелепо, на мой взгляд, потому что конкуренция должна существовать. Я ни в коем случае не хочу каким-либо образом задеть заслуги этого человека. Он действительно пионер в этом в нашей стране. Но вот эта оппозиционность ко всему, что происходит, порой просто не имеет ни каких оправданий. Он создает впечатление человека, которого свергли с пьедестала, и он никак не может с этим смириться. Ди-джей Бумер обладает удивительной харизмой. Он хорошо одевается, он играет ту музыку, которая подходит людям на танцполе, он - старейший и известный ди-джей. И людям он нравится, т.к. как диск-жокей он очень хорош. Но его твердая враждебная позиция наводит меня на тревожные мысли. Я кстати слышал, что он хочет стать президентом. Что ж – вперед!
 
Давай поговорим о Total Advance Music. Что сейчас происходит в T.A.M'е?
Все происходит своим чередом, издаем сборники и альбомы. Мы больше занимаемся издательской деятельностью, но и не прекращаем организацию вечеринок с привлечением иностранных гостей. Мы заняли определенную позицию. Т.А.М. - это, прежде всего, сообщество музыкантов, и это сообщество достаточно укоренилось.
 
Может ли какой-нибудь молодой музыкант попасть на диски Т.А.М'а?
Естественно, может. Естественно, мы добросовестно прослушиваем демо-материалы молодых музыкантов, которые нам поступают. Чтобы быть на наших сборниках надо прежде всего делать качественную музыку. Если вы написали очень хороший по музыкальной части трэк, но он у вас недостаточно качественно сведен или плохо  аранжирован, то мы будем иметь этого музыканта в виду и всегда дадим совет, но не будем издавать этот трэк. К подбору материала мы относимся очень придирчиво.  Например, Respect Family стараются продвигать молодых музыкантов, они дают им шанс. Мы же стараемся продемонстрировать актуальный drum’n’bass в его сливках.
 
Как человек, у которого drum’n’bass в каждой молекуле, что ты можешь пожелать нашему ресурсу – SPBDNB.RU?
Создание подобного сайта я поддержал с самого начала. Могу вам посоветовать более тщательно модерировать ваш форум.
Раньше я был очень активным участником различных конференций, еще во времена первой версии drum’n’bass sector. Но потом мне надоело купаться в людском идиотизме. Я понял, что бесполезно что-то доказывать  людям и тратить на это время тоже бесполезно. Модераторы должны работать более уверенно и тереть всю эту гадость. Вам нужно расширить описательную часть. Хотя бы высказывать какие-то мнения, чтобы человек мог заполнить именно ту информационную дыру, которая существует. Больше статей и интервью. Еще было бы неплохо, чтобы ваш интернет-магазин мог бы рассылать диски за границу. Меня иностранцы часто спрашивают - "Как можно купить твой альбом ?", а я им отвечаю, что пока что никак.
 
В заключении, расскажи о своих занятиях и интересах некасающихся drum’n’bass.
Моя профессия - это звукоинженерия. Я работаю звукооператором на Ленфильме и на канале "Петербург 5". Частично я замешан в кинопроизводстве.
 
На сколько я знаю, ты пишешь музыку для будущего фильма.
Я написал музыку для двух картин, и сейчас тоже занят в этом. Но мне достаточно сложно этим заниматься, потому что у меня очень узкий взгляд на то, что происходит на картинке. Сложно найти общий язык с режиссером, потому что фильм посмотрят миллионы, и не все поймут то, что я пытаюсь донести. Работа композитора - редкость для меня, но у меня есть в этом некий опыт.
Помимо работы мне очень интересны различные аспекты культуры. Я большой поклонник изобразительного искусства и философии, в частности - школы московского концептуализма. Я этим увлекаюсь. Литература является для меня первым пристрастием. Я готов сутками об этом говорить и называть авторов. Пишу и сам, но пока не пробовал публиковаться, набиваю перо.
Вообще я разносторонний человек. Я очень ценю в людях такое качество, как "всеядность". Нужно с легкостью воспринимать различные жанры музыки, совершенно различную литературу и прочие проявления творческой деятельности человека. Нужно одинаково объективно оценивать то, что ты воспринимаешь. Нельзя ставить для себя какие-то жесткие рамки. Нельзя говорить, что вот мне нравится drum’n’bass и всё что связано с Хаусом - мне чуждо! Нужно всегда обращать внимание на все. Жизнь разнообразна и таит в себе много секретов. Если двигаться в узком коридоре, то никогда ничего не поймешь. Я считаю, что хорошо быть глубинно-фанатично настроенным. Например, я изначально не влюблен в музыку, как в таковую. Я влюблен в звуки. Я так же влюблен в текст. Я получаю удовольствие от восприятия текста и от восприятия звука. Большой труд - воспринимать искусство. Нужно читать, слушать и смотреть очень много, чтобы быть адекватным и не выпадать из контекста культуры.
 

Интервью: Bass_Infection

Обсудить на форуме

Материалы по теме